Із Росії: від підйому до угару

Яйця летять у розбите вікно посольства Туреччини. Москва, 25 листопада 2015 року

Соцмережі «воюють» із Туреччиною, обговорюють «Єльцин-центр» і прийдешній 17-й рік
Олександр Бобраков-Тимошкін

«Воювати з Туреччиною ми не будемо», – сказав напередодні російський міністр закордонних справ Сергій Лавров. У російському сегменті мережі, втім, атмосфера нагадує бойову: численні лояльні коментатори заявляють про прагнення, словами штурмана збитого Су-24, повернути боржок. Від закликів «повернути хрест на святу Софію» і «допомогти курдам» рябить в очах.​

Egor Maximov

Я из тех людей, которые на Sports.ru сразу лезут в комментарии. Это социология покруче Левады.

Там люди давно знают: Шойгу единственный нормальный министр, Газпром ворюги, Мутко просто кретин — но если не Путин то кто? Украина всем уже надоела, но там бандеровцы. Геи всех раздражают, и в России их конечно же нет.

А сегодня вот открылся дискуссионный клуб по Турции. Повестка дня: Турки братский народ, а Эрдоган — предатель.

На этом всё. Доброе утро.

Є і новий феномен, якого не було навіть за часів «боротьби з київською хунтою» – вуличні дії:

І все це – не кажучи про різні заборони (на продаж путівок, на експорт помідорів) і заклики депутатів:

Втім, визнавати геноцид – це одне, а от карати за його заперечення – це зовсім інше. Та й саму «прив'язку» обговорень подій 100-річної давнини до акутальних подій багато хто вважає цинічною:

Є й такі питання:

Ostap Karmodi

Кстати, Турция уже признавала Голодомор геноцидом украинского народа?

Загалом,

​Пропозицію Миронова – що здивувало багатьох – фактично підтримав​ Алексей Навальный.

Мне кажется, первым нашим шагом, вместо всей этой лицемерной фигни с курицей или туристами, должно быть официальное признание геноцида армян. Момент идеальный, мера именно политическая, но для Турции крайне болезненная. Это как раз из области «ах так, ну тогда мы..» и будет иметь большой резонанс.

С этого стоит начать.

Його негайно розкритикували:

Аркадий Бабченко

"Мне кажется, первым нашим шагом, вместо всей этой лицемерной фигни с курицей или туристами, должно быть официальное признание геноцида армян" Алексей Навальный.

А мне кажется, что первым нашим шагом должно быть - прекратить заниматься <фигней>, прекратить строить из себя регионального лидера на Ближнем Востоке (это место уже занято Турцией), прекратить строить из себя гопника мирового масштаба, который кладет болт на всех и вся и на блатной козе подъезжает куда угодно и думает, что может делать там что угодно, а всякие там правила, коалиции и договоренности мы на шесту вертели, прекратить фигачить всех подряд без разбору направо и налево, приостановить полеты, свести к минимуму свое активное участие в этой войне, сократив его до логистической помощи, или, в крайнем случае, до совместного участия в авиаударах под началом штабов НАТО (ну не получается у нас самостоятельно ни хрена), для чего войти уже нормально в коалицию на условиях, продиктованных логикой и разумом, а не собственным представлением о длинне своего хера в полметра, и заняться, наконец, собственной экономикой - прямой своей обязанностью.
Вот как-то примерно это мне кажется должно быть первым нашим шагом. А не срать в тапки Турции. Что-то не вижу я принципиального отличия между запретом курятины и признанием геноцида.
Но, надо признать, как политик Алексей Навальный, безусловно, растет. По крайней мере, это хотя бы не "депортировать всех грузин", как Алексей предлагал во время войны с Грузией.

Дмитрий Бавырин

Алексей Анатольевич Навальный предложил признать геноцид армян. Алексею Анатольевичу сообщили, что это было сделано еще двадцать лет назад. Тогда Алексей Анатольевич предложил ввести за отрицание геноцида армян уголовную ответственность.

Я верный друг армянского народа (у меня и справка есть), но это, если вы не поняли, расширение 282 - и ничего более.

Алексей Анатольевич, вы мне очень многим не нравились, однако многое из этого многого я выносил за скобки и, так сказать, относился к вам с условной симпатией. Но после этого вы идете <нафиг>. Окончательно и бесповоротно.

Сергей Григоров

Да, никакой 282-й статьи. В том числе за отрицание геноцида армян, который действительно был. Если вы за 282-ю статью, то вы "сенатор" Петренко и Миронов.

У будь-якому разі, залишається фактом, що навіть деякі опоненти режиму в «турецькому питанні» з ним, по суті, солідаризувались.

Ayder Muzhdabaev

Сбитый Турцией самолет стал контрольным выстрелом в голову российского общества. Даже у многих из тех, кто долго держался, крышу снесло: "Наказать! К ногтю!" Толпа же на почве "патриотизма" инстинктивно потянулась к погромам. Дежа вю последних лет правления Николая II. Только тогда немецкие фирмы громили и кричали "За царя и Отечество!"

Про квінтесенцію «патріотичного угару» пише ​Andrey Zubov:

Вчера вечером близ моего дома, у турецкого посольства собрались люди, протестовавшие против сбития турецкими истребителями российского штурмовика. Слышались крики - кто едет в Турцию - тот не патриот; Турция - пособник ИГИЛ, за один наш самолет - десять турецких и т.д.И опять замелькали Георгиевские ленточки... И всё это понятно, как первая, эмоциональная реакция на известие о сбитом самолете и убитых в воздухе пилотах (слава Богу, теперь мы знаем, что один из них жив!). Но "понятно" - не значит "правильно". Если эмоции проверить разумом, то, на мой взгляд, протестующим следовало прийти, реализуя свое неотъемлемое право по 31 статье Конституции, не к Турецкому посольству, а на Старую площадь к старой гостинице Боярский Двор, которую большевики сделали своим ЦК, а теперь президенты РФ своей Администрацией.
Прийти на Старую площадь потому, что наши воины гибнут по вине не турок и не сирийцев, а по прихоти Кремля, ввязавшего Россию в очередную международную авантюру без просчета последствий, с большими амбициями и с надеждой на торжество грубой силы, на эффект от того шока, который всегда, как думает г-н Путин, вызывает упреждающий удар. <...>
Конечно, то, что произошло, это еще не война, но это большой шаг к войне. Я знаю, являясь историком, как эмоции захлестнули Россию летом 1914 г. после убийства Фердинанда в Сараево. И я знаю, что эти эмоции подтолкнули царя к войне, которая кончилась через 2.5 года гибелью России. Тогда тоже громили немецкое посольство в Петербурге и немецкие магазины и фабрики по всей России. Но до добра это не довело.
Надо успокоиться, собраться, помолиться, если умеете, и принимать очень спокойные и обдуманные решения. Иначе скоро будет поздно. Путь в пропасть начинается с нескольких камушков, осыпающихся из-под каблуков.

До аналогій із подіями столітньої давнини ми ще повернемось, поки ж – про патріотичний підйом.

Олег Лекманов

В TV-эфире "Международная панорама"
(начинает соловьёв на подхвате киселёв)

Хохлы - подлы.
Турки - придурки.
Французы - кургузы.
Белорусы - трусы.
Сирийцы - убийцы.
Арабы - слабы.
Евреи - геи.
Американцы - засранцы.
(А итальянцы - те же американцы).
Эстонцы - подонцы.
Греки - чучмеки.
(А древние греки - гомосеки).
И так далее и так далее - каналия на ракалии,
Ракалия на каналии.

Россияны молодцы, храбрецы и удальцы,
На дуде игрецы, всему миру отцы!

Александр Морозов

Ох, а чего только не пишут в ЖЖ по поводу Турции сейчас! пишут, что Эрдоган уже получил на личный счет 25 млн из Америки за сбитый самолет, что курды сказали, что отомстят за русского летчика, что Обама кивнул Эрдогану, мол, сбей. и т.д. и т.п.

Денис Селезнёв

Сегодня был день перемоги. Уже оказывается распугали всех турецких летчиков, разбомбили всех убийц пилота, а закончился день знакомыми нотками про капкан в который попал Эрдоган. Попутно встретились похвалы патриотам, которые как один в фб дали могучий отпор. С Турцией все ясно уже, ей конец. Как же все оказывается легко на свете, как в компьютерной игре.

Пропаганда – пропагандою, але це все-таки засіб. А от у чому суть того, що відбувається?

Oleg Kashin

Вообще это какое-то критическое соотношение патриотического подъема (штурман хочет вернуть должок, на ракетах пишут "За Париж", в посольстве бьют стекла) и отсутствия ответа на вопрос, за что предлагается воевать, вот прямо чистая "империалистическая" из большевистской пропаганды. Это сильнее всего напрягает.

Дмитрий Ольшанский

Потому что Путину выгодно состояние патриотического напряжения, но категорически невыгодно всерьез с кем-либо за что-либо воевать. Поэтому идеал - это когда хотят воевать абстрактно: непонятно с кем непонятно за что.

На платному «Слоні» Кашин намагається довести, що вся справа – у внутрішній політиці:

Олег Кашин

"Сверхдержава в телевизоре. Как война в Сирии продлевает власть Путина".

рагедии «Норд-Оста» и Беслана, гибель «Курска» и взрывы домов в Москве чередуются в биографии Путина с нырянием за амфорами, полетами на истребителе, ежегодными прямыми линиями и поездками на Уралвагонзавод. Приключения Владимира Путина – бесконечный телесериал, сценарий которого чаще пишут специалисты из Кремля, чем собственно жизнь. В новом сезоне, начавшемся с третьим сроком Путина, сюжет стал динамичнее, плотнее и жестче, и – мастерство сценаристов! – в каждой серии кажется, что развязка вот-вот наступит, но вместо нее каждый раз по экрану снова плывут титры. Продолжение завтра.

Схожої думки дотримується Алексей Рощин

Сейчас (когда дым не то что не рассеялся, а наоборот – повалил густыми черными клубами) можно уже констатировать, что все произошло как обычно, то есть то, что казалось сокрушительным политическим фиаско Кремля – удар Турции по нашему самолету – обернулось в итоге очередным крупным внутриполитическим гешефтом для Путина и послужит укреплению режима во всех мыслимых направлениях. В смысле внутреннего пиара эта гибель «сушки» выглядит вообще как подарок для действующей власти; не удивлюсь, если скоро появятся конспирологические версии, будто это сам Путин и подговорил своего старого «друга и партнера» Эрдогана «пальнуть и не стесняться». <...>​

Турция, едва ли сама того желая, придала всей доселе абсолютно невнятной и мутной сирийской кампании Путина новый и абсолютно понятный для публики смысл: месть. <...>​

В общем, куда ни кинь – всюду плюсы для Путина. Народ встрепенулся, взбодрился, нашел, наконец, понятного врага и с упоением погружается в очередной милитаристский психоз, попутно сплачиваясь вокруг Нацлидера. Чего еще желать?

Счастье, конечно, в привычном путинском стиле: тактически выигрыш, стратегически ситуация только усугубляется – ведь Турция противник не только удобный с точки зрения пиара, но еще и серьезный с точки зрения реальности. Всерьез с ним ссорится, конечно, никто в Кремле не собирается. Война будет «понарошку».

Так, по крайней мере, надеются в Кремле. А как же народ? Он ведь рано или поздно почувствует себя обманутым?

Пустяки. Путин везучий – наверняка он рассчитывает, что тогда подвернется еще какой-нибудь счастливый случай наподобие этого сбитого летчика.

То що ж, Путін усіх переграв? Є й інша думка:

Виктор Коростышевский

Газопровод в Европу через Украину Путин потерял. Начали строить Южный поток через Болгарию. На полпути все остановилось. Решили делать Турецкий поток - опять обвал. Но везде успели вложить миллиарды, по крайней мере, себе в карман отпилили сполна. Сейчас Украина вообще отказалась от российского газа - Европа поможет. Украина - злейший враг. С Новороссией афера лопнула. Донецкую и Луганскую республики Путин слил, бросил. Полез в Сирию. Но вместо борьбы с террористами ИГИЛ (о чем нам врут ежедневно) бомбит жителей Сирии - оппозицию Асаду, т.е. друзей Турции. Противопостаил себя странам НАТО. Никакой коалиции с Западом быть не может, потому что у нас цели для бомбометания разные. Наши военные самолеты неоднократно залетали на территорию Турции, пока не получили по морде. Летчиков жаль, и мирных курортников недавно погибших жаль. Трубопровод "Сила Сибири" - блеф. Никаких перспектив у России нет, впереди крах, Крым в осаде. У меня огромный вопрос: при таком провале внешней и внутренней политики за что многие из вас любят нашего бездарного Президента? Или вы чувствуете себя с ним одного поля ягодами?

На що можна відповісти, що, при всіх зовнішньополітичних провалах, у самій країні Путін, як і раніше, на коні. Та чи вічно це триватиме?​ Александр Шмелев вважає, що ні:

Вторые сутки читая разнообразные обсуждения инцидента с Турцией, я окончательно осознал, что не вижу в этих обсуждениях ВООБЩЕ НИКАКОГО СМЫСЛА. <...>
Единственная же тема, которая мне сейчас кажется по-настоящему важной и актуальной, формулируется примерно так: СТОИТ ЛИ НАМ, ЛЮДЯМ, ЖИВУЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, СОХРАНЯТЬ (ИЛИ СОЗДАВАТЬ ЗАНОВО) КАКОЕ-ТО ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО, ИЛИ ПОРА ПРИЗНАТЬ ЭТИ ПОПЫТКИ БЕСПЕРСПЕКТИВНЫМИ И РАЗБЕЖАТЬСЯ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ?
Именно от ответа на этот вопрос и зависит все остальное. В том числе и отношение к происходящему на Ближнем Востоке, и ко много чему еще.
(Упрощенно говоря: если мы считаем, что стоит, значит, надо настаивать на срочном сворачивании любой активности вне пределов РФ, на том, чтобы мы на время забыли о словах "Сирия", "Украина", "Турция", "США", и т.д. и экстренно принялись решать внутренние проблемы).

Але в міці режиму напередодні несподівано засумнівались і «націонал-патріоти». Приводом стало відкриття «Єльцин-центру».

Логіка критиків приблизно така:

Ivan Rahmetov

Дело, возможно, идет к большому конфликту. Пора мобилизовывать общество.

Однако, судя по сегодняшнему мероприятию, будут опираться не на народ, а на ВИП-персон с открытия "Ельцин-центра".

Ну-ну. Воля ваша, но в этот раз - без меня

Константин Семин

каковы стратегические последствия вечеринки в Екатеринбурге для нас? Народ-то многоходовками не мыслит. Народ увидел одно — власть демонстративно присягнула ельцинизму. Ельцинизму, который сделал возможным и войну на Украине, и войну в Сирии, и разруху, и голод, и все немыслимые народные страдания. Вы же пользуетесь общественным транспортом? Разговариваете с людьми на улицах? Народ устал от шизофрении. Он устал видеть по телевизору идущие одновременно передачи о "лихих 90-х" и торжественные отчеты о потраченных на увековечивание ельцинской памяти миллиардах. Так вот стратегические последствия вчерашней акции в Екатеринбурге откроются позже, когда станет ясно, что столкновение с "волками" неизбежно. Когда в минуту смертельной опасности народ просто не явится на поле боя. Когда, равнодушно глядя на спешно нарисованные портреты Сталина, Александра Невского и Дмитрия Донского, народ скажет: "А с какой такой стати? За что? За Ельцин-центр"? Именно так развивались события в 1914-1917 году.

І – майже під копірку​ Захар Прилепин:

Такое ощущение, что всё летит ровно к тому же повороту и перевороту, что случился ровно сто лет назад.

Не самая удачная, но всё-таки развивающаяся государственность, иногда суровая — но в целом, вполне человечная, лучше многих иных. Не самая патриотичная, но всё-таки порой соблюдающая интересы державы.

Прозападная, наглая, дерзкая, заполонившая все медиа, все университеты, все кабинеты министров интеллигенция, презирающая власть и «патриотизм» всем своим существом.

Война, куда Россия вползает, явно осознавая свои интересы, но иногда их путая с интересами тех, кто она из века в век желает воспринимать в качестве союзников.

Крайне деятельная буржуазная оппозиция, которая мечтает завалить власть, и при стечении обстоятельств, завалит её, году в 17-м, к примеру, зимой.

Тотальное нежелание населения иметь этих людей в качестве управленцев и менеджеров.

И, как следствие, левая революция, или, если угодно: национал-большевистская — в том смысле, что радикальные левые и разумные правые объединятся и снесут новое Временное правительство. Где-нибудь осенью 1917-го. Ой, 2017-го.

Потом — неизбежная Гражданская война.

А може поява таких текстів (як і відкриття «Єльцин-центру») – це підготовка до поступового «стратегічному відступу» путінської Росії на міжнародній арені?

Valery Solovei

Не стоит удивляться сдержанной реакции Кремля на гибель СУ-24

Демонстрация гнева отдана на откуп хорошо управляемой общественности.

А сама власть как раз посылает сигналы Западу о своей ответственности, сдержанности и реализме.

Ориентировочка для понимания: посещение Путиным и Медведевым открытия Центра Ельцина в Екатеринбурге тоже сигнал Западу. Мы, мол, и либерализму с демократией не чужды.

Кирилл Мартынов закликає не вірити, не боятись, не просити:

Этот поезд, отправившийся однажды от станции Джанкой, уже не остановить. Переживать по этому поводу бессмысленно. Нужно смотреть, какие варианты есть, чтобы сохранить страну и побороться за ее свободу.

Один із варіантів пропонує Аркадий Бабченко

А давайте Путина скинем? Устроим буржуазно-демократическую революцию. Восстановим Конституционный строй. Прекратим войны. Отдадим Крым. Создадим правовое демократическое свободное государство. Воссоздадим нормальное телевидение. Свободу слова. Свободу мнений. Свободу собраний. Будем развивать науку и культуру. Перестанем убивать людей. Своих и чужих. Посадим жуликов и воров. Выберем Парламент из юристов и экономистов. Отменим закон Димы Яковлева. А всем, кто его принимал, дадим пиздюлей. Поедем в Египет и Турцию. Начнем есть сыр. Войдем в мировое сообщество. Разрушим ГУЛАГ. Сожжем НКВД. Построим город-сад. И просто будем нормально жить.

Питання в тому, до кого він звертається, якщо більшість зараз, вочевидь, захоплена винаходом помсти для Туреччини.

Оригінал публікації – на сайті Радио Свобода